Лес и климат: российские и американские экологи на Сахалине

На Сахалине проходит экологический форум и тренинг для журналистов «Лес и изменение климата: проблемы и решения».

Круглые столы и дискуссии проходят не в привычных переговорных и кабинетах, а прямо в лесу, в палаточном лагере, на берегу Охотского моря. Журналисты, экологи, экологические активисты и экономисты проводят обсуждения и встречи, а также участвуют в составлении Резолюции «Молодежь за лес» для власти, бизнеса, СМИ, НКО и общества. Вместе с профессионалами почти в каждом слушании участвовали дети из экологического лагеря, который расположен рядом.

Форум проводит АНО «Центр экологических инноваций», который был учрежден 5 лет назад по инициативе ученых и научно-исследовательских институтов России. Поддержку лесному проекту оказывает Агентство США по международному развитию (USAID). ( Агентство было создано президентом Джоном Ф. Кеннеди в 1961 году – прим. авт.).

Проект «Лес и изменение климата» проходит в нескольких регионах России. Это Алтай, Байкал, Камчатка и Сахалин. Здесь Центр планирует помогать в совершенствовании политики лесного хозяйства, содействовать привлечению инвестиций в лесной сектор, и, конечно, сажать лес.

Лесной форум

Специалисты по климату первым делом предложили подсчитать углеродный след самого палаточного детского лагеря. Дети, которые устроили себе среди зелени деревьев вполне серьезную «деревянную инфраструктуру», а в свободное время убирали лес вокруг, громко заметили, что сами гости, которые прилетели на Сахалин из Москвы и Вашингтона, сильно подпортят результат. Смущенные экологи несколько дней рассказывали последние научно-аналитические данные об изменениях климата на планете, а также последствиях таких изменений для лесов.

Несмотря на довольно мрачные прогнозы уже в самое ближайшее время, выступления всегда заканчивались на веселой ноте. Да и сами организаторы воплощали собой слова американского поэта и эссеиста Уэнделла Берри «Даже познакомившись со всеми фактами, оставайся веселым», предлагая оптимизм как стратегический выбор.

Международный экологический консультант Майкл Броди из Вашингтона проиллюстрировал на примере США увеличение количества экстремальных погодных условий из-за пожаров, связанных с осушением болот. Броди связал это с переменой климата и практично заметил, что именно американские фермеры теряют деньги на таких изменениях.

Пока обсуждались возможности неправительственной работы по лесам и предлагались возможности инвестиции, в том числе, и углеродные, журналисты работали «в поле». Их ждали «практические мероприятия в сахалинском лесу», на которые ходил смотреть весь лагерь.

А что на Сахалине?

Внимательные местные участники форума просмотрели прогнозы международных аналитических организаций: на большинстве карт увеличение температуры, пожары, повышение уровня моря, опустынивание и другие факторы почти не касались этого острова. Тем не менее, Михаил Зацаринный, председатель правления Сахалинской общественной организации «ЭкоЦентр Родник», считает, что причина в том, что прогнозировать на Сахалине почти невозможно: слишком много стремительно меняющихся климатических факторов.

«Нам не безразлична судьба Сахалина и его лесов. Нам уже 25 лет, а лагерю – 19. Накоплен большой опыт, и мы рады принимать здесь форум. – Говорит Зацаринный. – У нас очень необычный остров. Древние айны (коренные жители острова – прим. авт.) называли его «остров-рыба». Он движется и поднимается. Легенда гласит, что во времена всемирного потопа он не погрузился под воду, а ученые считают его частью прото-материка, ровесника Атлантиды».

Лес и углеродный рынок

Андрей Стеценко, президент АНО Центр экологических инноваций, рассказывает, что программа «Лес и климатические изменения» родилась из идеи его кандидатской диссертации: «Тогда я впервые представил, как можно прокопать финансовый ручеек с углеродного рынка на посадку деревьев. А потом модернизировал эту идею».

«Со времен Союза в разы упали объемы лесных посадок. С новым лесным кодексом управление лесами передано на региональный уровень, где слишком много своих проблем и не хватает ни сил, ни денег на защиту лесов. Уменьшилось финансирование лесопосадок. Я считаю, что необходимые деньги можно найти».

Стеценко рассказывает о механизме совместного осуществления – «Joined implementation», когда одна страна финансирует проекты по сокращению выбросов или поглощению углеродного газа в другой стране. На практике процесс разделяется на фазы: сначала без инвестора проводят проект, а результат – «квоту» продают на углеродном рынке. «Америка – наш очень возможный страна-партнер на этом пути», — считает Стеценко.

«Климат меняется. Эти изменения неизбежно приведут к изменению в лесу. Через 50 лет лес будет другим. Мы пытаемся оценить, что будет с лесом в будущем. Такие пилотные разработки есть только в США. Например, на Алтае активно идет процесс осушения. Очень скоро там будут большие пожары. Сейчас необходимо повышать противопожарную адаптацию бореальных лесов».

Источник